Фотопортал, музыка, кино, фотография, фотошоп > Статьи > Зачем нужна светосила?

Зачем нужна светосила?


20 ноября 2011. Разместил: foksik
Зачем нужна светосила?

Хочется привести небольшую статейку откопанную мною на просторах интернета.

Светосила и относительное отверстие - почти равноправные понятия. Если объектив имеет большее относительное отверстие, то он, как правило, светосильнее.
Относительное отверстие определяется как отношение диаметра светового люка объектива к его фокусному расстоянию. Поэтому 200-мм объектив с относительным отверстием С/2 имеет передние линзы с диаметром не менее 100 мм!
Оптическое производство - дорогое. Увеличивая диаметр линзы вдвое, мы тем самым повышаем затраты на порядок - поэтому светосильные объективы существенно дороже обычных.
Светосильные объективы труднее рассчитывать. Причем при увеличении светосилы сложно добиться сохранения других параметров - разрешения, резкости, высокого контраста изображения.

Так почему же фотографы гоняются за светосильными объективами?
Причин много. В зеркальном аппарате визирование ведется через съемочный объектив - и при относительных отверстиях 1/5.6-8 человеческий глаз уже плохо улавливает картинку, то есть светосильный объектив комфортнее для фотографа.

Светосильным объективом можно снимать на более коротких выдержках, что жизненно важно при съемке спорта и дикой природы, ведь чтобы остановить движение крыльев птицы, нужны выдержки короче 1/1000 с. Чем объектив длиннофокуснее, тем нужнее ему короткие выдержки при съемке с рук, иначе легко «смазать» изображение.

Светосильным объективом можно снимать в более сложных световых условиях, поэтому те, кто снимает в помещении - фотографы моды, танцев, некоторых видов спорта инвестируют в очень дорогие длиннофокусные объективы с относительным отверстием f/2.8 и f/2, а то и более.
Светосильным объективом можно снимать на пленки малой чувствительности - а пленки высокого качества, как правило, имеют чувствительность не выше 100 ед. ISO. В цифровых камерах меньшая чувствительность и короткие выдержки дают изображение, более свободное от шумов.
Немаловажный фактор для художественной фотографии - изменением значения диафрагмы можно изменить глубину резкости. На полном отверстии на диафрагме более f/2.8 глубина резкости невелика, что позволяет размыть фон, передний план или ненужные детали. Это качество трудно чем-то заменить в портретной фотографии, да и вообще оно существенно почти для любых жанров, кроме, разве что, пейзажа. Портрет, кстати, не любит слишком яркий свет.
Для телеобъективов профессионального уровня светосила важна еще и потому, что они используются в составе фотосистемы с конвертерами, увеличивающими фокусное расстояние. Например, 300-мм профессиональный телевик с полуторным конвертером превращается в 450-мм, а с двукратным - в 600-мм.

Есть у светосилы и одно техническое ограничение. Системы автофокусировки надежно работают на относительных отверстиях до f/5.6. На меньших - (f/6.3, f/6.8 - обычно работают, но ненадежно и менее точно, а при f/8 или f/11 не работают вообще.
Но при увеличении фокусного расстояния в корень квадратный из двух светосила падает на одну ступень. Соответственно, телевик со светосилой f/4 и 2-кратным конвертером не будет работать в автофокусном режиме, поскольку результирующая светосила будет около f/8, да и визуально видоискатель будет затемнен.
При этом светосила еще и меняется при фокусировке. Например, если объектив сфокусирован па объект в масштабе половины его натуральной величины (1:2), то его светосила падает на одну ступень, а если берется натуральная величина - даже на две. Таким образом, при исходном относительном отверстии f/4 автофокусировка вообще станет невозможна.
Вот поэтому фотографы тратят больше денег и носят более тяжелые объективы, хотя могли бы пользоваться легкими и недорогими зумами точно с тем же диапазоном фокусных расстояний.