Фотопортал, музыка, кино, фотография, фотошоп > Статьи > Свет. Рефлекторы (отражатели), теория, практика, изготовление...

Свет. Рефлекторы (отражатели), теория, практика, изготовление...


29 сентября 2008. Разместил: foksik
Главная цель любого отражателя - подсветить отраженным светом участки собственных теней на объекте и участки падающих теней.
Зачем это нужно? Ведь в повседневной жизни мы воспринимаем детали, расположенные в тенях хорошо.
А дело тут в несовершенстве технологии. Диапазон яркостей, который может воспринимать наш глаз, пока не может запечатлеть ни одна пленка, цифровая матрица. В результате фотографии получаются излишне контрастными. Тени получаются глубокими, тяжелыми.

Оговорюсь тут, что «жесткость» света, то есть ширина светотеневого ребра определяется соотношением размеров источника света, расстоянием источника до объекта съемки, и размерами самого объекта (при этом мы полагаем, что воздушная оптическая среда достаточно однородна, чтобы не учитывать ее влияние на распространение светового излучения).

Таким образом, наша задача выровнять освещенность, то есть сформировать, так называемый, выравнивающий свет. Этим и займемся.
Принцип пассивных отражателей очень прост для понимания – как пускать солнечные зайчики.

Давайте разберемся с определениями. Почему я пишу то отражающий экран, то рефлектор.
А дело тут в том, что Экраны бывают разными:

ЭКРАН (франц. ecran — ширма), устройство с поверхностью, поглощающей, преобразующей или отражающей излучение различных видов энергии.
Отражающий экран и является рефлектором:
РЕФЛЕКТОР (от лат. reflecto — обращаю назад, отражаю), отражатель — устройство, состоящее из одной или нескольких отражающих поверхностей и обеспечивающее отражение падающих на него электромагнитных (напр., световых) волн.

Определение экран подразумевает, в данном случае, рефлектор любой формы в плоскости. Именно эти рефлекторы самые универсальные.
Их еще называют лайт-дисками (если исполнены в виде круга).

Для концентрации света используют вогнутые рефлекторы (сферической, параболоидальной и т. п.) формы. Думаю, спутниковую тарелку каждый видел – типичный пример. Позволяют получить мощный направленный поток света. Часто применяются на натурных съемках. Обычно это большие зонтики (1,5 – 2 м. в диаметре). Иногда регулируется точка фокусировки лучей. Действуют обратно зонтичному отражателю.
Рассеивающие рефлекторы - выпуклые, как правило, в фотографии не применяют.

Промежуточное положение занимают (посмотрим на определение рефлектора: …или нескольких отражающих поверхностей) трифлекторы – устройства, состоящие из трех последовательно сопряженных плоских отражателей.


Свет. Рефлекторы (отражатели), теория, практика, изготовление...


Вот эта красота (это я про трифлектор) стоит 5000 руб. без стоечки.

Как видим, простота конструкции здесь сочетается с возможностью регулировать отражения на поверхностях с разными радиусами кривизны. Думаю, многие могли видеть металлические трифлекторы, используемые некоторыми дамами на пляже для равномерного загара нижней части лица.
Вот что получается при световой схеме, что выше:


Свет. Рефлекторы (отражатели), теория, практика, изготовление...


Обратите внимание, как освещена шея и нижняя часть лица.

С видами рефлекторов мы разобрались. Теперь ознакомимся с покрытием этих рефлекторов.

Белые матовые, различной степени рассеивания – первые, и самые универсальные рефлекторы. Применяются для создания мягкой насыщенной подсветки. Могут применяться для получения заполняющего света.

Белые металлизированные – рефлекторы с довольно узкой направленностью отраженного света. Дают более резкий свет. Как правило, характеризуются большей отражающей способностью. Способны сформировать свой рисунок выравнивающего освещения, что может быть как полезным, но и может исказить основной светотеневой рисунок.


Свет. Рефлекторы (отражатели), теория, практика, изготовление...


Зеркальные – рефлекторы с практически полным отражением, где шероховатости менье или равны длинне световой волны. Максимальная отражающая способность. Применяются не так часто, так как есть вероятность необратимо испортить светотеневой рисунок, сформированный основным, рисующим источником света.

Черные матовые – это не рефлекторы (смотрим определение), а светопоглощающие экраны. Используются для затенения отдельных участков объекта съемки, контроля распространения света от источника, поглощения различных паразитных лучей, способных вызвать падение контраста изображения и побочные оптические эффекты.
Здесь я упомянул о них только потому, что неоднократно встречал у уважаемых зарубежных авторов неправильное определение: рефлектор с черным матовым (бархатным) покрытием.

Вернемся к началу - я писал : «Главная цель любого отражателя…» Дело все в том, что рефлектор, избирательно отражая определенные участки светового диапазона, может и окрашивать отраженный свет. Это следующая группа рефлекторов. Цветные – могут быть практически любых цветов. Рефлекторы, изготавливаемые специально для какого-то проекта могут быть и многоцветными.

Золотистые - используются преимущественно при съемке людей. Позволяют при бледной коже немного «согреть» ее. Посмотрите на тени в глянцевых журналах.
Золотые – более ярко выраженный, «сказочный» эффект. Часто применяются для имитации, например, отсвета от свечи или заката (если это не рисующий свет). Полезны бывают и при съемке натюрморта.

Посмотрите на правую сторону головы девушки – золотой рефлектор:
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid...939&ref=author#
В заключении – о размерах. В идеальном случае, размер рефлектора должен быть равен размеру объекта съемки. Поэтому, если при съемке лица крупным планом достаточно рефлектора диаметром в 50 см., то для съемки ростового портрета человека этот размер увеличивается до 1-2м.

Делаем рефлектор сами.

Делать мы будем плоский рефлектор – отражающий экран.
Материал для такого рефлектора может быть самый разнообразный – что есть под рукой: от пластика до упаковочного гофрокартона. Важно сделать конструкцию достаточно легкой, так как это позволит применять более простые стойки для позиционирования экрана.
О форме: обычно делают круглые или овальные экраны – они формируют красивое округлое пятно в кадре. Но это вовсе не догма. Я предлагаю сделать просто квадратный или прямоугольный экран с округлыми краями – это проще вырезать.

Теперь определимся с материалами для покрытия.
Для покрытия белого матового экрана лучше всего подойдет старый школьный проекционный экран – этот материал под лупой состоит из множества белых призм. Это хороший вариант относительно эффективности отражения. Но можно использовать и обычную офисную мелованную бумагу. Получится равномерный мягкий рисунок отражения. При желании можно купить белую акриловую или нитрокраску, и покрасить наш экран несколько раз, до получения равномерного покрытия.

Вторую сторону экрана сделаем матовой металлической. Это хороший компромисс между «жесткостью» отраженного света и эффективностью отражения экрана. Для этого используем пищевую алюминиевую фольгу для готовки, матовой стороной вверх. Просто закрепляем раскатанную фольгу на основе любым удобным способом. Лучше всего клеить на резиновые клеи типа Момент.
Особенность этого экрана, некоторая «холодность» освещения. Впрочем, весьма и весьма относительная.

Более активный экран, который дает жесткий, «хай-тековский» свет, изготовим из той же фольги, но блестящей стороной вверх. Вот здесь начинаются тонкости: для получения равномерного отражения нам недостаточно просто приклеить развернутую фольгу. В следствии неровностей основы, на плоскости образуются выпуклости и вогнутости – отражение от такой поверхности будет неоднородным, пятнистым. Для устранения этого эффекта, берем, и мнем фольгу в руках. Душевно. Далее, не расправляя полностью, сминаем на основу и приклеиваем.
Самое простое – немного расправить фольгу и походить по ней. Будет самое то.

Ну а вторую сторону этого экрана мы сделаем золотистой. Для этого нам понадобится золотая краска в аэрозольной упаковке. Наносить мы ее будем не просто на основу, а на алюминиевую фольгу блестящей стороной вверх, которую в этом случае мять не нужно – рассеивать свет будет золотая краска.

Вот так.

Теперь о рефлекторе для спецэффектов – формирователя солнечных зайчиков, как от отражения в воде. Для этого нам понадобится или наша любимая фольга, либо, что намного лучше – полипропиленовая пленка с зеркальным алюминиевым напылением. Такие пленки используют для декоративной упаковки цветов.
А наклеивать мы будем это чудо на гофрокартон.
Что в предыдущем варианте для нас было помехой, - неравномерность отражения,- сейчас мы и используем. После наклеивания укладываем конструкцию на пол, и на лицевой стороне, прямо по пленке, начинаем формировать маленькие вогнутые поверхности - просто вдавливаем гофрокартон, например, столовой ложкой.
Многое зависит от сноровки и свойств конкретного гофрокартона, но результат все равно будет.

В заключении о других материалах: хорошо работают экраны из атласа, шелка (все синтетика);очень хорошо - из золотой и серебряной парчи. Но все это гораздо дороже той же фольги с краской.
Другое перспективное направление - использование теплоизоляции из вспененного полизтилена металлизированного напылением. В данном случае, мы используем блестящую поверхность как металлический экран, а обратную ей, как белый матовый. Единственное, что нужно сделать для такого экрана - изготовить подходящую раму.

Для всех экранов: нужно стремиться к максимальной легкости конструкции - этим вы съэкономите на системах позиционирования: стойках и крепеже.


Свет. Рефлекторы (отражатели), теория, практика, изготовление...


Источник: Сказочник